Начиная с 2014 года в БГУ работает положение, регламентирующее правила оформления курсовой работы и ее защиту. Так, курсовая работа должна быть защищена публично перед комиссией, которая формируется заведующим кафедрой.

Основные положения:

  • Текст работы имеет четкую структуру (см. пункт 8)
  • Работа может иметь исследовательский (см. пункт 10) или реферативный характер (см. пункт 11)
  • Вы можете выбрать тему работы из списка на сайте (кафедре) или предложить свою тему с обоснованием ее целесообразности (см. пункт 16)
  • Допустима выдача группового задания (см. пункт 17)
  • Защита работы производится перед комиссией (см. пункт 27)
  • В случае неудовлетворительной оценки курсовую работу можно пересдать, но только один раз; в случае неудачной пересдачи или неявки студент подлежит отчислению (см. пункты 31, 33, 34)
  • Плагиат недопустим — все заимствования должны иметь ссылки (см. пункт 83)

Смотреть PDF с положением

Руководитель курсовой работы должен подготовить вам задание. Ниже вы можете найти бланк такого задания. Задание вставляется в готовый текст курсовой сразу после титульного листа (как есть, без включения в нумерацию).

Скачать бланк задания

Для вашего удобства создан Word шаблон курсовой работы, который удовлетворяет требованиям.

Скачать шаблон курсовой работы

Оформление работы в Word является рекомендацией. Альтернативно, вы можете подготовить LaTeX-версию работы (что намного приятнее, особенно, если использовать онлайн-сервис overleaf.com). В прилагаемом архиве размещены tex-файлы (для удобства они разбиты по секциям, главным является файл main.tex), изображения (папка pictures) и результат (PDF файл в папке output).

Скачать LaTeX-шаблон курсовой работы

Структура работы

Ниже приведена рекомендуемая структура работы, а также примерное содержание отдельных пунктов:

Убедитесь в верности написания года, темы, а также звания и степени научного руководителя
Задание вставляется как есть, без включения в нумерацию
Достаточно заголовков верхнего (Глава 1) и второго (1.1) уровней, не добавляйте подпункты (1.1.1) — в Word это можно сделать указав количество уровней оглавления (2) в меню "Ссылки > Оглавление > Настраиваемое оглавление"
Если ваша работа изобилует условными обозначениями и терминами, то хорошим тоном является вынесение такого списка перед основным текстом
Здесь описываются:
  • Откуда возникла тема (кратко)
  • Почему она актуальна (кратко)
  • Что уже сделано по этой теме (кратко)
  • Область вашего исследования
  • Цель курсовой работы
  • Что собираетесь сделать вы для решения поставленной цели (можно взять из задания)
Основная часть курсовой работы исследовательского ( опытно-экспериментального) характера состоит из двух глав:
  • Теоретическая часть — содержит минимально необходимый материал для понимания практической части
    • История вопроса, анализ литературы, известные результаты (подробнее чем во введении)
    • Сущность исследуемой проблемы, описание подходов к ее решению
    • Известные определения, утверждения, леммы, теоремы
    • Описание принципов, алгоритмов, технологий, фреймворков, использованных в работе
  • Практическая часть — содержит описание выполненной вами работы
    • Ваши определения, утверждения, леммы, теоремы с доказательствами
    • Самостоятельный анализ решаемой проблемы либо план проведения эксперимента (в том числе в форме мат. моделирования)
    • Ваши конкретные предложения по решению проблемы и обоснование выбранного метода (сравнительный анализ методов в случае применения нескольких)
    • Описание вашего программного кода (полный код лучше разместить в приложении)
  • Замечание: Глав может быть больше чем две (но обычно достаточно двух), но каждая из них должна завершаться краткими выводами
Здесь уточняется, какова была цель работы, а также приводятся выводы о ее выполнении (тезисно)
Здесь перечисляются книги, монографии, научные статьи (включая ваши предыдущие курсовые работы), учебные пособия и другие ресурсы, которые вы использовали в процессе написания работы:
  • Все источники должны быть пронумерованы и оформлены согласно правилам (см. Приложение 7 Положения)
  • На перечисленные ресурсы в тексте работы должны быть ссылки в виде: [5] (без цитирования допускается не более 25% источников)
  • Интернет-источники (например, статьи из Википедии) допустимы, но не должны являться основными
  • Количество ресурсов не регламентировано, но для курсовых работ достойным минимумом является 5 источников
В приложения выносятся: большие схемы, диаграммы, а также программный код (чтобы не вставлять страницы кода подумайте о размещении его на Github — в этом случае в приложении будет достаточно ссылки на репозиторий)

Очередность работы

Ниже даны некоторые рекомендации по работе над курсовой.

  • Задумайтесь над тем, что подписывая задание на курсовую, вы обязуетесь его выполнить, поэтому активно обсуждайте задание вместе с руководителем
  • Запросите у руководителя основные источники информации и регулярно встречайтесь с ним, чтобы обсуждать текущие результаты и проблемы
  • Заведите себе онлайн-папку (например, на гуглдиске) и создайте там документ, куда помещайте связанную с курсовой информацию
  • Если источник вам понравился, то сразу добавьте его в нужном формате в список литературы, чтобы не тратить время потом
  • Более-менее работающий способ справиться со сложностью — разбиение задачи на подзадачи
  • Упростить работу над курсовой можно составив подробный план, разбивая пункты над подпункты до тех пор, пока вам не станет понятно, что нужно написать в каждом подпункте
  • Перенесите структуру курсовой в гуглдокумент, разбейте над подпункты и регулярно их заполняйте
  • Основное при работе над курсовой — регулярность, поэтому высвободите несколько часов в неделю и не занимайтесь в это в время ничем другим
  • Если вы сделаете все согласно рекомендациям, то у вас получится заполненный, возможно, неряшливо, гуглдокумент
  • Работайте над текстом в гуглдоке, но пока не занимайтесь форматированием
  • При этом цитирования из других источников вставляйте правильно, заключая в скобки, например, [5]
  • Важно: Не пишите введение и заключение до основного текста — вам будет гораздо проще написать их после того, как текст будет готов
  • По мере написания текста демонстрируйте его руководителю
  • Последовательно перенесите весь текст из гуглдокумента в Word-шаблон
  • Обновите в шаблоне оглавление — оно генерируется автоматически
  • Сверьте оформление текста и списка литературы с требованиями
См. вкладку Презентация.

Количество страниц

Объем курсовой работы, как правило, должен составлять 25–35 страниц. Иллюстрации, таблицы, список использованных источников и приложения при подсчете объема работ не учитываются.

Презентация (защита) курсовой работы представляет собой выступление перед комиссией преподавателей и другими студентами (разных курсов). За 5-7 минут вам нужно рассказать про то, какую задачу вам поставил руководитель и как вы с ней справились. Комиссия будет учитывать вашу работу и выступление по следующим критериям:

  • Вовремя ли вы сдали работу
  • Есть ли в вашей работе элемент новизны
  • Носит ли работа исследовательский характер
  • Уложились ли вы в регламент по времени
  • Была ли у выступления четкая структура
  • Было ли понятно аудитории, что изображено на слайдах
  • Грамотная ли у вас речь
  • Смогли ли рассказать о проделанной работе
  • Выполнили ли задание к работе полностью

Ниже приведены некоторые советы.

Сделайте несколько копий или возьмите пару флешек или сбросьте файл на почту — но презентацию нужно обязательно иметь с собой.

Убедитесь, что презентация открывается и работает!

В мире много интересного касательно вашей темы. Не нужно все это добавлять в презентацию. Ваша презентация должна быть посвящена всего двум вопросам:

  • Какая была задача (постановка, кратенько про актуальность, историю) = 20%
  • Что и как ВЫ сделали = 80%

Всё! Остальное (всякие интересности) вы можете скопировать в отдельную презентацию или cкинуть в конец основной и скрыть (вдруг спросят — тогда у вас будет слайд для показа).

Сколько слайдов? Зависит от вас, но больше 10 не нужно. Каждый слайд должен иметь смысл. Вот примерная структура:

  • Название работы, ваше ФИО и ФИО руководителя
  • Введение в проблему — одного слайда достаточно обычно бывает
  • Постановка задачи (желательно так, как указано в задании) — 1 слайд
  • Теоретические выкладки, алгоритмы, описание решения, примеры — 4-6 слайдов
  • Результаты — 1 слайд

Позаботьтесь о контрасте. Учтите, что блики от солнца сведут ваши цветовые эксперименты на нет. Порой черный текст на простом белом фоне выглядит лучше, чем красочные шаблоны. Думайте о людях из комиссии — они могут не так хорошо видеть .

Не загромождайте слайды текстом и графикой. Если вам нужно показать постановку задачи (или список результатов), то покажите списком. Во всех остальных случаях посвящайте один слайд одной мысли.

Если у вас огромные математические формулы — не обязательно выводить их полностью. Используйте сокращения или опишите результат словами, но вместите результат на слайд не ужимая его до невозможности.

Вообще говоря, если у вас работа математическая, то проще презентовать ее при помощи LaTeX используя пакет Beamer.

Не используйте анимацию, даже переходы между слайдами! Почти всегда это выглядит нелепо.

Обязательно пронумеруйте слайды вашей презентации — тогда комиссии будет легче ориентироваться в ней и задавать конкретные вопросы по содержимому.

Лучше всего добавить к нумерации и количество страниц, например, "7 из 15". Как это сделать в PowerPoint описано по ссылке. Инструкция для Google Presentation приведена здесь.

Презентация важна, но если у вас не будет настроя и энергии, то ничего не получится. Вот типичные ошибки:

  • Нет энергии, нет ощущения радости и интереса к своей теме
  • Или наоборот, излишняя самоуверенность, пока ничем не подтвержденная
  • Говорит тихо, слишком медленно или, наоборот, быстро
  • Постоянные "э", слова-паразиты, иностранная лексика, жаргонизмы
  • Рассказал(а) только о проблеме, а время истекло

Настройтесь на защиту как на праздник. Пожелайте рассказать о своей работе. Не бойтесь и не стесняйтесь, но держите себя в рамках приличия.

Потренируйтесь дома или перед кем-нибудь. Продумайте те моменты, которые вы ТОЧНО должны сказать. План текста вы должны помнить, чтобы быстро делать переходы если потребуется.

Старайтесь не дублировать то, что написано на слайде — это скучно до ужаса. Говорите своими словами, а на слайде упрощайте текст (где это возможно), чтобы его можно было легко читать. Тогда вас будет интересно слушать.

Попробуйте сами найти слабые места в своем выступлении. Комиссия скорее всего их тоже заметит, так что будьте готовы к вопросам.

В качестве примера выступления рекомендуем к просмотру презентацию Евгении Жданович, выпускницы КМ и СА, которую она выполнила в рамках защиты своей магистерской работы в университете им. Гёте, г. Франкфурт-на-Майне. Обратите внимание, что всё выступление заняло чуть более ПЯТИ минут!

В заключение, несколько источников:

Список курсовых работ

#СтудентТемаРуководитель
#СтудентТемаРуководитель
КурсТемаРуководитель
КурсСтудентПредполагаемая темаЖелаемый руководитель